ЧЕТВЁРТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ БРЮЛЛОВА

1

«Предлагаю тебе портрет Алексея Констан­тиновича Толстого работы Карла Брюллова. Вот ты говоришь о квантовой запутанности, а реальная жизнь не менее хитро заплетена». — «Я не говорил о квантовой запутанности». — «Но мог бы сказать. Ты все разговоры рано или поздно сведешь к физике. Вот смотри, мы исследовали руки Достоевского, а мне вдруг попался граф Алексей Константинович Толстой, автор «Князя Серебряного». Эту вещь я прочитал классе в восьмом, с тех пор мне казалось, что автор жил в одно время со своим героем, который, если помнишь, действовал во времена Ивана Грозного. И вдруг я выясняю, что Толстой был современником Достоевского. Более того, они делили одну женщину». — «Вот о женщине поподробнее!» — «Немного контекста. Толстой Алексей Константинович родился в 1817 году, был старше Достоевского на четыре года. Все Толстые, говорят, выходили богатырями. Алексей Константинович тоже силы был изрядной. В 1818 году родился Тургенев, Достоевский родился в 1821 году. Алексей был сыном графа Константина Толстого и Анны Перовской, сестры писателя Алексея Алексеевича Перовского, который писал под псевдонимом Антоний Погорельский и был автором книги «Черная курица, или Подземные жители». В детстве Толстой познакомился с Пушкиным, Жуковским, Гете и будущим наследником престола Александром II, который был моложе Алексея на год, император родился 17 апреля 1818 года, а погиб от взрыва бомбы 1 марта 1881-го. Мальчики подружились, сохранили эти отношения на всю жизнь. В 17 лет Алеша поступает на обучение в Московский архив Министерства иностранных дел, хорошо учится, пишет стихи, много читает. После завершения обучения началась дипломатическая карьера. Он живет в Германии, посещает Францию, Италию, которую он называет раем, однако вскоре его отзывают в Петербург, в отделение императорской канцелярии. Он погружается в светскую жизнь. Свободное время посвящает литературе. Однажды Толстой и по дружбе, и по долгу службы сопровождает наследника на бал-маскарад в Большом театре. Будущий император надевает маску и сливается с толпой. Толстой медленно бредет сквозь пышную пестроту. Чья-то мощная рука тянет его в сторону, Толстой оборачивается: «Тургенев! Ванька! Ты как здесь?» Тургенев, не говоря ни слова, таинственно влечет его вперед, останавливается перед дамой с вуалью. Она блистательна: необыкновенный голос, остроумные ответы, изысканные манеры. Оба очарованы. Под утро женщина исчезает, не открыв лица. Толстой едва успевает вложить в ее горячую руку визитную карточку. Он вдохновлен, унесен грезами. Он пишет свое знаменитое «Средь шумного бала, случайно, в тревоге мирской суеты тебя я увидел, но тайна твои покрывала черты…». Через несколько дней дама приглашает обоих к себе на прием. «И что же я увидел? — восклицает Тургенев. — Лицо чухонского солдата в юбке!» Тургенев мастерски отчаливает, как будто его и не было. Девушка образованна, прекрасно разбирается в литературе, поэзии, философии. Она поет, у нее редкое контральто. Толстой приметил стройное тело, такое же волнующее и развитое, как ее ум. Смесь озорства, дерзости и утонченности пленяет Толстого. Он остается. Он влюблен. Девушку звали Софья Миллер. И она была замужем. Роман с замужней женщиной в те времена особенно никого не напрягал, но мать Толстого наводит справки и приходит в ужас. За Софьей Миллер страшная история. В девичестве Софья, урожденная Бахметьева, влюбляется в князя Вяземского. Тот, обещая жениться, соблазнил девушку, но жениться не стал. Брат Софьи вызывает князя на дуэль и погибает. Чудовищный удар. Девушка в отчаянии выходит замуж за ротмистра Миллера. Брак не удался. Супруги разъехались. Софья держала открытый дом, который посещали известные поэты, писатели, философы. Соловьев называл ее своей музой. Уже во время отношений с Толстым у нее случился страстный роман с Григоровичем, писателем с выдающимися бакенбардами, тем самым, кому Достоевский принес свою первую рукопись «Бедные люди». Позднее она увлеклась и Достоевским. Толстой потребовал объяснений. Они были даны, и он простил ее». — «Хотел бы я знать, что это за объяснения». — «Остается только гадать, одно ясно: они были убедительны. Толстой и Софья обвенчались только через 12 лет после знакомства, долго тянулся развод. Любовь прошла через все испытания. Одни говорили, что они любили друг друга. Другие говорили, что любил только Толстой. На этом портрете Толстой еще молод, все еще предстоит. Виден его большой палец. Можно что-нибудь заключить?» — «Большой палец, который мы можем рассмотреть, довольно ординарен. Я полагаю, как это было в случае с другими работами Брюллова, он изобразил не палец Толстого, а палец вообще. Палец гладкий, вторая часть ровная, слегка утолщенная. Первая фаланга в норме, ноготь скорее квадратный, но размер пальца не впечатляет, и у него нет «талии», а следовательно, и оригинальных, свежих, новых идей и впечатлений, которые были в творчестве Толстого. Взять хотя бы его первые рассказы «Семья вурдалака» и «Упырь». Изображенный палец говорит нам о заурядном карьерном дипломате, который всегда знает, что нужно, он в русле общих тем, может методично изложить свой вопрос, но начальству не перечит и звезд с неба не хватает. Единственное — Брюллов, как всегда, пророчествует. На картине Толстой изображен в охотничьем костюме, он держит ружье. Ружье опущено вниз. Пес смотрит на хозяина, хозяин — в небо. Ружье, собака, взгляд в облака предсказывают, что он умрет мирно и легко от передозировки морфия». — «Точно, так оно и было в 1875 году. Он мучился головными болями и принял слишком большую дозу. Но как ты догадался?» — «Как? Квантовая запутанность, брат». — «Ну правда?» — «Опущенное ружье в руках — символ случайной смерти. Безмятежный взгляд в облака — ее вид. Психоделический вид. А про морфий я просто знаю».

09.05.2019 / Владимир Финогеев 7 Дней

 

Ваш отзыв

Обратите внимание: Комментарии модерируются, и это может вызвать задержку их публикации. Отправлять комментарий заново не требуется.

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.