ГОРНОСТАЙ В ПОИСКАХ ДАМЫ

 1

Как показывают наблюдения, у красивых женщин ногти бывают не только овальные, но и других форм. И квадратные, и прямоугольные, и трапеции, и круглые. «Интересно, почему традиция указывала именно на овальный ноготь как выразитель красоты? В чем причина? Отталкивались ли древние от наблюдений или от размышлений?» — спросил Слава.

«Скорее от размышлений. Или от правил, которые получены от предшественников. Хиромантия — это учение. Учение не интересуется наблюдениями, этим занимается наука. А что могут дать размышления? Почему, например, не круг стал для ногтя образцом совершенства? Ведь он с геометрической точки зрения вполне может быть идеальной фигурой. Один центр, а вокруг на равном удалении линия. Но, может, оттого он и не был определен ногтю как модель красоты, потому что содержит только один центр, один фокус, тогда как у эллипса их два. А ни одна другая фигура не имеет двух центров, ни квадрат, ни прямоугольник; в этом таинственное преимущество овала. Один фокус можно ассоциировать с телесной красотой, а другой — с внутренней, душевной. Красота предполагает единство внешнего и внутреннего совершенства. Внешняя форма освящается женственностью, добротой, милостью, жертвенностью, любовью. Квадратные или прямоугольные ногти у красавиц не редкость, но означает ли это, что они резки, угловаты, нервны и непредсказуемы, как резкая смена углов квадрата или прямоугольника? Это некий стереотипный подход, но он покрывает до 80% случаев. Овальные и округлые ногти мы видим у Моны Лизы. А прямоугольные ногти мы находим на другой картине Леонардо да Винчи: «Дама с горностаем». Пальцы длинные, с легкими узелками, не расширяющиеся книзу, между ними широкое расстояние».

— «Что это может означать?» — пытливо взглянул Слава.

«Это связывают с независимостью решений и решительностью в поведении. Кстати, профессионал отметит, что руки «дамы с горностаем» слишком большие по сравнению с лицом. В норме кисть, если приложить ее начало к краю подбородка, должна достичь пальцами середины лба. Здесь, если измерить, руки дотянутся до темени. Это длиннее, чем надо».

— «Слушай, я столько раз видел эту картину, но никогда не обращал внимания на размер руки. Теперь она кажется мне просто огромной, если сравнивать с головой. Поразительно. А что это значит?» — всплеснул руками Слава.

«Во-первых, традиция не относила большие руки к аристократическим, это не руки людей из высшего общества, это рука ремесленника или крестьянина. Справедливости ради надо добавить, что у крестьянина рука еще квадратно-широкая, здесь мы этого не видим, но у вышивальщицы, или девушки, работающей с бисером, жемчугом, или швеи длинная рука и такие пальцы могут быть».

— «Ты хочешь сказать, что рука выдает незнатное происхождение этой дамы?»

— «Всегда есть тонкости, о которых трудно рассказать из-за недостатка места, и мы вынуждены идти путем известных упрощений, но для общего понимания их достаточно. По традиции…»

— «Извини, что перебиваю, но почему ты все время на традицию ссылаешься?»

— «Во-первых, оттуда идет большая часть всей информации, во-вторых, я лично не проверял, как руки знати в массе отличаются от рук людей невысокого происхождения, хотя бы потому, что после 70 лет советской власти все смешалось, так что не разберешь, кто откуда. И никто из нынешних исследователей не нашел хотя бы 100 человек из родовой аристократии и 100 ремесленников и крестьян и не установил отличия и сходства по размерам, форме кисти, пальцев и ногтей, их длине, положению, ориентации и прочее, и прочее, чтобы мы перестали ссылаться на традицию. Этот труд не сделан, поэтому мне приходится поминать прежний опыт, согласно которому небольшого размера или хотя бы среднего, нежные, с расширенными книзу и гладкими фалангами пальцев, холеные руки были по большей части привилегией людей из высшего сословия. В приложении к «Даме с горностаем» что мы можем думать? Либо «дама с горностаем» не принадлежит к знати. Либо Леонардо просто верно отображал реальность. Вряд ли он произвольно увеличил руки. Скорее всего, эта несоразмерность руки говорит о том, что руки были взяты от другой женщины».

— «Как, почему? С какой целью?» — ужаснулся Слава.

«Не переживай, все гораздо тривиальнее. Я полагаю, сама светская дама не могла позировать ху­дож­нику долго. Известно, что Лео­нардо работал крайне медленно. Это могло вывести из себя кого угодно. Поэтому лицо он изобразил от самой дамы, а тело и руки мог дорисовать позже, точно списав их с рук натурщицы, происходящей из низов общества».

— «Вот тебе и раз!» — озадачился Слава.

«А что дает историческая справка? — спросил я.

— Известно, что «Дама с горностаем» — один из первых портретов Леонардо в качестве придворного живописца». — «А при каком дворе это было?»

— «Да Винчи в 1482 году переехал в Милан под покровительство Лодо­вико Сфорцы».

— «А кто это?»

— «Он был регентом Милана, управлял городом, содержал армию, благоволил искусству, вел роскошную жизнь. На полотне изображена Чечилия Галлерани, фаворитка этого Лодовико Сфорцы. Пишут, что он встретил ее в монастыре в 1489 году. Началась связь, и через два года она родила ему сына. Картина была создана в 1489—1491 годах».

— «А при чем здесь горностай?»

— «Это эмблема рода Сфорца».

— «А почему горностай удостоился такой чести?»

— «Скорее наоборот».

— «То есть?»

— «Этот зверек, по поверьям того времени, так берег чистоту своей шкурки, что если на мехе появлялась грязь, он умирал от стыда. Отсюда прямая дорога в символы чистоты».

— «Ага, так вот почему судьи носили на своих мантиях мех горностая!»

— «Именно. Надо было как-то внешне обозначить незапятнанную репутацию».

— «А для чего же Леонардо посадил горностая на руки Чечилии?»

— «Пишут, чтобы подчеркнуть ее нравственную чистоту и высокую моральную красоту. Вроде бы Чечилия была известна своими высокими моральными принципами и образованностью».

— «Я понимаю, но если это всем известно, к чему горностай? И потом, я всегда полагал, что у горностая мех белый. Тут я этого не вижу, более того, горностай какой-то невразумительный, не только не белый, вовсе не оба­яшка, и какой-то как раз грязноватый. Это зачем? Почему? Тут что-то скрыто?»

— «Не обязательно. Даже наоборот: по виду горностая мы можем определить, в какое время создавался портрет».

— «И каким образом?»

— «Зимой у горностая белоснежная шубка, а летом они линяют и буреют».

— «Ага, хитро. Значит, нам надо бы думать, Леонардо писал ее летом. Но я вот что хочу спросить, ты думаешь, Чечилия действительно держала на руках живого зверька? Во-первых, это хищник с острыми зубами. Во-вторых, зверек очень подвижен. Не стал бы сидеть на руках. Скорее всего, это чучело. Я подозреваю, что и картина не летом писалась, и горностай не эмблема Сфорцы и не усилитель чистоты и строгости нравов. Поскольку вид у него неприятный. Я думаю, это знак. Это предсказание будущего, и оно у Чечилии не белое и пушистое».

— «Пожалуй, ты прав. Сфорца так и не женился на Чечилии, он взял в жены другую, а Чечилию выдал замуж за престарелого, разорившегося графа Бергамини. Руки подтверждают этот невеселый исход. Обрати внимание, длинный безымянный палец верхней частью наклонен к среднему. Это означает эмоциональные проблемы и переживания, тревогу и предчувствие печальной и тягостной семейной жизни, будущего забвения и одиночества. А его широкая посадка, заметное расстояние между основанием среднего и безымянного, сообщает о том, что нет ясной, большой, определенной цели. Человек не думает о будущем. Живет настоящим. Мы знаем, что прямоугольные ногти частью выражают целеустремленность, но из-за широкого расстояния между пальцами и узелков на пальцах цели становятся сиюминутными, ближайшими, эмоционально-бытовыми, а не стратегическими, а споры мелочными. Прямой средний палец, несколько зауженный в основании, указывает на способность обходиться малым, человек может оставаться довольным, не имея особого достатка, не говоря уж о роскоши, хотя и не отказывается от нее, если судьба благоволит. Это сильно отличает ее от Моны Лизы, которая нуждается в роскоши. Этот палец нашей дамы «предвещает» некоторые материальные трудности. В то же время такой тип выражает дисциплину, склонность к порядку, настойчивому труду, внимание к деталям, скрупулезность, наблюдательность. Очень длинный мизинец, пожалуй даже слишком длинный, указывает на знание темных сторон жизни, зрелость, легкую речь, умение общаться с каждым, неограниченную общительность, склонение к безымянному — проницательный ум и желание извлечь материальную выгоду из всего. И, возможно, выдающуюся сексуальность».

— «Это очень любопытно».

— «В итоге мы понимаем, что лицом Леонардо изобразил Чечилию, а руками и характером — неизвестную натурщицу, что играла роль дамы из высшего света только на время позирования».

14.06.2018 / Владимир Финогеев 7 Дней

 

Ваш отзыв

Обратите внимание: Комментарии модерируются, и это может вызвать задержку их публикации. Отправлять комментарий заново не требуется.

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.